Качает июнь на солнечных лучиках колыбель лета…Под звуки птичьих песен, шум дождей румянит ягоды, наливает золотом хлебные нивы июль… На зимний стол готовит разносол август… Невозможно усидеть дома – зовёт к себе серебристая речка, привлекают пестротканые луга, манит лесная прохлада.
Поистине золотым временем года является лето для детворы. Есть возможность дать своему телу хорошо подышать, принимая воздушные ванны, как бы купаясь в лучах солнца, света и ароматов. Можно вдоволь набегаться по земле босыми ногами, а сколько простора и свободы! И не воспользоваться этим даром – значит потерять шанс укрепить здоровье, обогатить ум впечатлениями, наполнить душу теплом, радостью и светом. В летний период раскрываются возможности для совершенствования различных видов движений в естественных природных условиях, которые следует использовать максимально: бег по пересечённой местности на перегонки; метание камешков в воду (в какую-нибудь ёмкость с водой); ходьба по песку, по дорожке здоровья, по траве; прыжки в длину с места и разбега; запрыгивание на предметы; ползание и перелезание. При этом дети сами могут создавать для движений «полосы препятствий», используя прутики, палки, шишки. Например, прутик можно согнуть в дугу(перешагивание, перепрыгивание, перелезание); из шишек и камешек можно выложить круги, дорожки, башни ( бег, прыжки, метание, ползание); найденные палочки можно уложить лесенкой, зигзагом, по прямой ( прыжки, ползание, упражнение в равновесии).
Разнообразие движений, используемых ребёнком в своей деятельности, является важным показателем не только его двигательного, но и общего развития.
Велики возможности летних прогулок-походов для детского организма. Ведь наивно полагать, что развитие быстроты, ловкости и выносливости – этих важных для человека физических качеств – может осуществляться само по себе, без напряжений скелетно-мышечной системы. Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки-походы позволяют наиболее эффективно прогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок и имеют возможность тренировать все соответствующие возможности, заложенные природой.
В летний период физкультурно-оздоровительной работе и активному отдыху детей уделяется особое внимание. Это обусловлено тем, что летом снижается количество обязательных занятий. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью на открытом воздухе. Появляется возможность более эффективно использовать оздоровительные силы природы. Словом то, что невозможно использовать в помещении. В особенности это касается различного рода подвижных игр. Игры на воздухе сделают отдых детей на воздухе более интересным и полезным, помогут детям подружиться и повеселиться с друзьями.
Вот несколько вариантов игр.
Одно из древних развлечений на Руси и в других странах – игры с круглыми или овальными камешками-«голышами». «Каменные бабки», «Отскок», «Круг» и т.д.
Игры с камешками.
Царапки.
Для игры нужно 40 маленьких камешков.
Правила игры.
39 камешков кладут на кон. Первый начинает игру. Он подбрасывает камешек верхи, прежде чем поймать его, быстро собирает с кона только камешков, сколько успеет. Затем в игру вступает следующий игрок. Выигрывает тот, кто больше успел взять камешков.
Отскок.
Для игры нужно большой плоский камень и маленькие камешки.
Участники игры должны попасть камешком с расстояния, которое устанавливается до игры, в большой камень-мишень. Победителем становиться тот, кто быт точнее всех.
Многим детям очень нравиться кидать и ловить яркую летающую тарелку из пластмассы. Но просто кидать тарелку друг другу быстро надоедает. Используя её можно провести несколько интересных игр.
Игры с летающей пластмассовой тарелкой.
Кто дальше?
Для игры нужны пластмассовые тарелки или самодельные из пластинок.
Участвуют 5-6 человек.
Правила игры.
На линии старта участники игры по очереди бросают летающую тарелку. Стараясь метнуть как можно дальше. Каждому игроку даётся по три попытки. Для того чтобы правильно оценить результат взрослый находится в поле и втыкает или кладёт палочку туда, где тарелка коснулась земли. Тот игрок, чья тарелка улетела дальше всех, становиться победителем.
Тарелочка по кругу.
Для игры нужны 2или 3 летающие тарелки.
Участники становятся в круг на расстоянии 1-1.5 друг от друга. У первого и третьего игрока летающая тарелка. Одновременно игроки начинают метать свои тарелки соседу по часовой стрелке и так передавая друг другу. Если в руках у одного играющего окажутся 2 тарелки, то игра останавливается, и игрок получает штрафное очко. Игра продолжается 5 минут. Победителем становится тот, кто получил меньше штрафных очков.
Аналогично в эту игру можно играть втроём в треугольнике.
Прекрасное развлечение для детей старшего возраста игры на площадке с элементами спортивных игр. Это: «Пушбол», «Пионербол», «Волейбол», «Бадминтон», «Ринго», «Теннисбол».
Пушбол.
Для игры нужен обычный надувной шарик, наполненный воздухом.
Правила игры.
Дети становятся в круг. Шарик подбрасывается вверх в середине площадки. Играющие каждой команды не дают опуститься вниз на землю и заставляют шарик перелететь за центральную линию на сторону противника. Каждая команда за это получает очко. Игра продолжается до 5 очков. Играя в пушбол нельзя бегать с шаром в руках и упускать его за боковую линию. В этом случае шар передаётся игроку другой команды.
Очень доступны летом на площадке различные игры с мячом. Эти упражнения знакомы уже более 100 лет, но и в наше время дети, даже самые маленькие любят эти игры. Можно даже использовать маленькие мячики.
«Школа мяча»
«Поднебеска»- играющий высоко подбрасывает мяч вверх и, когда тот, упав, ловит его.
«Свечка»- участник сначала не очень высоко бросает мяч вверх и ловит его. В следующий раз он бросает мяч ещё выше и ловит его. В третий раз ещё выше.
«Хватка»- игрок, взяв мяч в правую руку, выпускает его, чтобы он падал вниз, и тут же ловит его на лету. Это упражнение игрок повторяет левой рукой.
«С ладошками»- играющий, подкинув мяч вверх, хлопает в ладоши, затем только ловит мяч.
«Из-за спины»- игрок подбрасывает мяч вверх рукой заведённой за спину, а ловит его уже перед собой обеими руками.
Литература:
1. Игры на воздухе Т. Барышникова. - Москва : Корона, 1998. – 110-8
2. Сто тропинок, сто дорог : пособие для педагогов учреждений обеспечивающих получение дошкольного образования, М. Н. Дедулевич. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 116с.
Подготовил:
руководитель физического воспитания
ГУО «Ясли-сад № 31 г.Молодечно»
Кулеш О.В.