Двигательная активность - один из важнейших показателей двигательного развития ребёнка. Недостаточная двигательная активность в настоящее время остро обозначилась как проблема века из-за резкого снижения физических нагрузок на человека в результате научно-технического прогресса. Особое значение двигательная активность имеет в дошкольном возрасте, где она выступает в качестве необходимого условия для формирования всех систем и функций организма и его развития в целом. В настоящее время для коррекции психических и психомоторных отклонений широко используются методики, построенные на активных движениях, физических упражнениях.
Двигательное развитие детей во многом определяется организацией двигательного режима, который складывается в дошкольных учреждениях из организованной и самостоятельной форм двигательной активности.
К организованным формам относятся:
- физкультурные занятия;
- физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнении на прогулке);
- активный отдых (пешеходные прогулки, физкультурные досуги и праздники, Дни здоровья);
- самостоятельная двигательная деятельность и т.д.
Особого внимания заслуживает двигательная активность на прогулке и её руководство. Именно, прогулка, в любое время года, где условия движений наиболее благоприятны, является ведущим компонентом целостного двигательного режима, эффективным средством укрепления здоровья.
Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется на настроении ребёнка - он становится жизнерадостным, бодрым. Использовать свежий воздух необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми.
В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе зависит от температуры воздуха, от правильной организации их деятельности, от создания необходимых условий для физических упражнений, весёлых игр и развлечений. При оборудовании площадок для таких игр следует предусмотреть возможность для разнообразных движений. Для прыжков, упражнений в равновесии нужно иметь снежные валы, для метания – нарисованные на снегу мишени. По возможности постараться сделать снежные фигуры, помогающие закрепить двигательные умения ребят: лисе или медведю дать в лапы корзину, в которую забрасывают снежки, между ногами жирафа предусмотреть некоторое расстояние, для того, чтобы ребёнок мог проползать, колпак на голове у снеговика даёт возможность для вертикального метания снежков. Зима дарит детям свои особенные радости, весёлые забавы на снегу и на льду.
Предлагаю некоторые из них:
- Катание на ледяных дорожках.
Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умении управлять своим телом во время движений.
Чтобы овладеть движениями по ледяным дорожкам, надо обязательно соблюдать правила: кататься в одном направлении; кататься с интервалом; быстро уходить с дорожки после скольжения, не перебегать ледяную дорожку.
- Игры на снежной площадке.
Не уступлю горку. Один ребёнок забирается на небольшую горку. Другие дети по очереди его оттуда стащить. Тот, кто стащит, занимает его место. Можно устроить соревнование, кто продержится на горке дольше других.
- Катание на санках.
При катании на санках дети выполняют много разнообразных движений, получая от этого довольствие, радостные переживания. Это бег с санками, влезание на горку и спуск с неё, толкание санок с сидящим на них товарищем.
Катание на санках укрепляет силу детей, при этом развивается ловкость, координация, смелость и решительность, согласованность движений.
- Кто скорее. Чертится большой круг. В середине 3-4 детей с санками. Им предлагаются различные задания:
по сигналу быстро вывести санки из круга, держась за их спинки, после чего быстро сесть на санки;
при выезде из круга поменяться санками, сесть в них;
при выезде из круга бросить снежок в цель правой и левой рукой.
- Кто первый к флажку. Дети соревнуются в скорости передвижения на санках:
сидя лицом по направлению движения; сидя парами; соревнования между звеньями.
Помимо катания на санках по дорожкам обязательно следует организовать катание на санках горки. Это любимое и полезное для детей развлечение. Неоднократно поднимаясь на горку, ребята тренируют сердце и лёгкие. Съезжая с горки, они могут проделывать много дополнительных движений, развивающих ловкость, смекалку, решительность, мужество, координацию движений. Дети должны уметь падать на бок. Не беда если ребёнок упадёт, снег и одежда оградят его от сильного удара.
Строить горку лучше во время потепления. Скатать шары из снега, сложить горкой. Утрамбовать снег, срезать лопатой лишний и из него сделать барьеры у дорожки, по которой будут скатываться ребята, а также лесенку, по которой они будут забираться на горку. Когда подморозит, залить всё водой – лучше горячей. Высота для малышей 1м, для старших ребят – 1,5-2м., ширина 1м. Хорошо, если возможно сделать скат длинным.
Правила катания на санках с горки:
- кататься по очереди;
- съезжать вниз с интервалом, только тогда, когда внизу никого нет;
- не останавливаться внизу, быстро уходить с дорожки раската после того, как съехал с горки;
- уметь делать повороты, тормозить только в случае неожиданного появления препятствий;
- убирать санки на место.
При скатывании дети обучаются управлять санками. Сидеть на санках сдвинувшись как можно дальше назад. Ноги согнуты в коленях. При повороте наклонять корпус в нужную сторону, помогая ногами. Тормозить левой или правой ногой, санки при этом будут поворачиваться влево (вправо). Для остановки надо обе ноги на снег, тормозя ими, одновременно приподнимая передок саней.
Игры при спусках с горок.
Попади в цель. (щит, корзину). При спуске попасть в цель. Упражнение развивает устойчивое равновесие.
Подними. На спуске присесть, взять предмет и продолжить движение.
Сними ленту. На спуске приподняться, снять ленту с верёвки и продолжить движение до указанного места.
Неоценимую пользу здоровью и огромную радость приносят детям подвижные игры на зимнюю тематику.
Для младших воспитанников например:
- Зайка беленький сидит.
- Найди Снегурочку.
- Снежинки и ветер.
- Снежиночки-пушиночки и т.д.
Для старших воспитанников:
- Мороз – Красный нос.
- Снежная карусель.
- Ловишки-ёлочки.
- Ловишки со снежком.
- Метелица и т.д.
Подготовил:
руководитель физического воспитания
ГУО «Ясли-сад № 31 г.Молодечно»
Кулеш О.В.